Ты моя трава... ой, тьфу, моя ива(с) // Дэвид Шеридан, психологическое оружие Альянса
Ну или хотя бы каких-то общих моральных основ. Если кто-нибудь вычленит мне хоть что-нибудь действительно НЕОСПОРИМО ОБЩЕЕ - я буду благодарен.
Проиллюстрирую свою мысль.
Давайте представим себе, например, такие ситуации.
С периода перестройки на тему раскулачивания только ленивый не расплевался. Я не то чтоб ленивый, я просто возьму эту картину с другого ракурса. Если не брать крайние примеры, когда людей выгоняют босыми на улицу - о да, тут ни один не скажет, что это хорошо, если предполагать, что им оставляют не минимум даже, а вполне такой нормальный для прожитья кусман, изымая лишь излишек - то вот тут и остаётся чисто моральный вопрос. Под названием частная собственность. Итак, мы имеем минимум две возможные точки зрения, согласно одной из которых частная собственность - это священно, и защищать её от посягательств чужого - священное право человека, и как смеет кто покушаться на мою ложечку, мою мисочку и моё родовое поместьице. Согласно другой же частная собственность - суть зло и пережиток, и цепляющиеся за неё с таким остервенением - люди отсталые и противники прогресса. Уловили мысль?
Второй пример где-то из тогда же. Имеется два брата. Из них один - идейно благонадёжный брат, искренне служащий общему делу, второй же - только прикидывается и тишком копает под систему. Итак, существует как минимум две точки зрения - первая, что брата надо сколько возможно покрывать и вообще как-то от грядущей расправы спасти, ибо это ж брат, родная кровь, ничего дороже быть не может, вторая - что надо донести независимо от того, брат это или кто там, потому что важнее идея. Уловили мысль?
И наконец. Пример из декораций несколько других. Имеются люди, полюбившие друг друга, уже будучи женатыми-замужними. Мораль времени разводы не то чтоб совсем не допускает - но не одобряет. Итак, опять же две точки зрения: что надо сохранять верность уже существующему супругу/супруге, ибо же мораль, ибо грех, ибо ответственность перед семьёй, ибо какой пример мы подаём детям и т.п. И вторая - что как раз ради детей нужно развестись и жить с тем, кого любишь, потому что дети достойны того, чтоб с детства видеть перед собой пример любви, а не "терпения", и смелых родителей, не боящихся брать ответственность за свою жизнь на себя, что только на любви можно строить будущее... Аналогично, как говорится.
Кто что об этом думает? (Лайл, ты можешь не лезть, тебя я каждый день слушаю... Тьерия, аналогично)
Проиллюстрирую свою мысль.
Давайте представим себе, например, такие ситуации.
С периода перестройки на тему раскулачивания только ленивый не расплевался. Я не то чтоб ленивый, я просто возьму эту картину с другого ракурса. Если не брать крайние примеры, когда людей выгоняют босыми на улицу - о да, тут ни один не скажет, что это хорошо, если предполагать, что им оставляют не минимум даже, а вполне такой нормальный для прожитья кусман, изымая лишь излишек - то вот тут и остаётся чисто моральный вопрос. Под названием частная собственность. Итак, мы имеем минимум две возможные точки зрения, согласно одной из которых частная собственность - это священно, и защищать её от посягательств чужого - священное право человека, и как смеет кто покушаться на мою ложечку, мою мисочку и моё родовое поместьице. Согласно другой же частная собственность - суть зло и пережиток, и цепляющиеся за неё с таким остервенением - люди отсталые и противники прогресса. Уловили мысль?
Второй пример где-то из тогда же. Имеется два брата. Из них один - идейно благонадёжный брат, искренне служащий общему делу, второй же - только прикидывается и тишком копает под систему. Итак, существует как минимум две точки зрения - первая, что брата надо сколько возможно покрывать и вообще как-то от грядущей расправы спасти, ибо это ж брат, родная кровь, ничего дороже быть не может, вторая - что надо донести независимо от того, брат это или кто там, потому что важнее идея. Уловили мысль?
И наконец. Пример из декораций несколько других. Имеются люди, полюбившие друг друга, уже будучи женатыми-замужними. Мораль времени разводы не то чтоб совсем не допускает - но не одобряет. Итак, опять же две точки зрения: что надо сохранять верность уже существующему супругу/супруге, ибо же мораль, ибо грех, ибо ответственность перед семьёй, ибо какой пример мы подаём детям и т.п. И вторая - что как раз ради детей нужно развестись и жить с тем, кого любишь, потому что дети достойны того, чтоб с детства видеть перед собой пример любви, а не "терпения", и смелых родителей, не боящихся брать ответственность за свою жизнь на себя, что только на любви можно строить будущее... Аналогично, как говорится.
Кто что об этом думает? (Лайл, ты можешь не лезть, тебя я каждый день слушаю... Тьерия, аналогично)
А смысл тут не в том, чтоб провозгласить одну из точек зрения истиной (хотя иногда хочется) а всего лишь ответ на тезис о "единой морали")
Может быть эти рамки дают людям какую-то некую иллюзорность спокойствия, стабильности.
п. 2 — Тут должны учитываться взаимоотношения между братьсями. Если один, не смотря на подкоп под систему, нежно любит другого брата, смысл закладывать.
п.3 — Риббонс, ты мое ИМХО по этому поводу знаешь. Я женщина независимая. И на общество и его мнение мне ровным счетом ..... по самые общественные ушки
2 - смысл, что на первом месте, брат или великая цель)
3 - в разное время на это смотрели по-разному, и обоснования своим взглядам какие только ни находили) За тебя рад, да) Но ведь иногда речь не только о неком безликом обществе - но и о родне, друзьях...
смысл, что на первом месте, брат или великая цель) — Если братья любят друг друга, гадить в карманы они не будут.
ну вот, у нас уже третья точка зрения есть) — По этому поводу, точек зрения может быть великое множество мнений
Значит, будешь негодующе указывать пальцем на тех, кто отдать её добровольно не согласен. Только и всего. ))
"А смысл тут не в том, чтоб провозгласить одну из точек зрения истиной (хотя иногда хочется) а всего лишь ответ на тезис о "единой морали")".
А это уже кадр из "Боевых исскуств Шао-Линя", где два монаха нашли на грядке птенчика, пожалели его и хотели накормить червяком, но вспомнили, что таким образом они спасут жизнь птенца, но погубят жизнь червяка. Многие из нас скормили бы оного птенцу не задумываясь, но по морали тамошних монахов любая жизнь священна. Та же дилемма, по сути-то.
При чём тут сразу гадить в тапки? Тут не только личный момент есть.
любая жизнь священна. Та же дилемма, по сути-то. Да, та самая, из-за которой я когда-нибудь умру от голода))
Вообще поиск - и невозможность найти - Абсолюта - одна из самых больших травм...
Опять же - смотря с какой стороны тыкать пальцем. Ведь с другой стороны этого - Право морального выбора. )
То есть понять-то можно. Но суть поступка никуда не денется. Какой бы ни была правда каждого отдельно взятого существа - все доводы сторон будут лишь частью речи стороны защиты. Степень вины будет разнится. А сам факт совершения зла останется фактом.
С добром та же история.
Разумеется. И правилен в глазах каждого конкретного человека именно его собственный выбор, зависящий во многом, как, опять же согласна с тобой, от бытия оного конкретного индивидуума и усвоенных им моральных ценностей, потому-то попытки построить "одно счастье для всех" заведомо обречены на неуспех или на столь же весьма небезобидное на деле бармалейство, - "И только попробуйте у меня не быть счастливыми!" © "Айболит 66". Потому я, наверное, и считаю подобные теоретические споры - не ведущим ни к каким дельным результатам сотрясанием воздуха. Стойко убеждённые в собственной правоте оппоненты перестают слышать друг друга уже в самом начале, весь смысл таких разговоров для них заключается в ещё раз повторить-прокричать собственные аргументы. В результате чего ожидания от оного процесса какой-либо полноценной дискуссии, хоть мало мальски смахивающей на философскую и тем хоть чем-то для ума полезной, как правило, не оправдываются.
Сатори Ивадзику я понимаю... Тем паче что я именно такой бармалей. А здесь я всего лишь хотел услышать - что же таки называют общим и непреходящим) Примеры с обоснованиями, почему)
Donal Sagan тогда где она существует, эта сверхценность, если не в глазах смотрящих? Если в данный момент эту ценность не признают - то где она сейчас?
Для меня лично существует ровно две сверхценности - жизнь и свобода. И любая попытка претендовать на эти два объекта неизбежно ведет к большому звездецу для того, кто претендует. А вот откуда тот звездец берется - то мне неведомо.