Читаю и думаю, что меня, наверное, ничто уже никогда особо не удивит в нашей истории...

«Польское восстание, для усмирения которого Муравьёв был назначен 1 мая 1863 полновластным диктатором Польши, вызвало в русском обществе большой прилив националистических чувств.
Развитию и укреплению этих чувств немало способствовало вмешательство европейских держав, выступивших на защиту поляков.
Неприязнь к европейским державам, утвердившаяся в тогдашних обывательских, чиновничьих и военных кругах, усилила так называемую ультрарусскую партию московско-славянофильского толка, куда входили такие люди, как митрополит Филарет, Погодин, Тютчев, Леонтьев, Катков.
Эта партия сплотилась вокруг Муравьёва.
К концу 1863 года Муравьёв стал её кумиром. Она видела в нём русского витязя, русского богатыря, бестрепетного бойца за единодержавную Русь, гениального ревнителя русской национальной идеи, создавшего из Польши оплот русских государственных начал, спасителя русской державы от козней лукавой Европы, мечтавшей воспользоваться польским восстанием для унижения русской земли.
"А Муравьёв хват!" - писал славянофил Кошелев славянофилу Погодину в 1863 году. - "Вешает да расстреливает! Дай бог ему здоровья!"
Муравьёв чрезвычайно ценил моральную поддержку этой партии.
<...>
В его устах слово русский было величайшей похвалой. Из его записок мы знаем, что, когда он хотел похвалить человека, он говорил:
- В душе в высшей степени русский.
А когда хотел обругать, говорил:
- Космополит! Приверженец европейских идей!
Это было в духе той партии, которая выдвинула и поддерживала его.
Но не только партия, а "вся Россия", за исключением малочисленных интеллигентских кругов, приветствовала Муравьёва, как своего избавителя.
"Патриотический сифилис", по выражению Герцена, постепенно всасывался во все соки и ткани русского общества, и так как именно тогда начинала входить в обиход московская трактирная мода на застольные речи, поздравительные телеграммы, депутации, то едва Муравьёв выступил на борьбу с полонизмом, как на него сейчас же посыпалось такое огромное количество спичей, депеш, адресов, депутаций, молебнов, торжественных встреч, оглушительных криков "ура", колокольных звонов, букетов, гирлянд, вензелей, флагов, плошек, альбомов, поздравительных писем, икон (особенно икон: без конца, больших и маленьких, золотых и серебряных), что в конце концов эти ежедневные почести стали для него необходимостью.»

читать дальше