Вон ещё когда повелось...

Лесопильная артель работала, что называется, на всю катушку: спешно строились бараки вдоль Черной дороги. Для кого бараки, управляющие держали в секрете. Черная дорога - из отходов угля и породы, была главной «магистралью» между Половинкой и Губахой, тянулась через всю гору, спускаясь возле Нижней Губахи к реке.

И вот в одно прекрасное утро в новенькие барачные помещения по обе ее стороны прибыли… китайцы. На мужчинах широкие штаны, длинные халаты, на женщинах долгополые пальто, крохотные башмачки. Из повозок, доставивших китайцев от станции, начали выгружать тюфяки, узлы, саквояжи.

- И-си, и-си… - вежливо кланялись китайцы каждому встречному. Улыбались, хоть улыбка была со спрятанным испугом.
- Батюшки! - побросав все дела, народ высыпал к Черной дороге. - Эко еще!

Не успели привыкнуть к татарским шальварам, тюбетейкам и красным, с загнутыми носами, туфлям, как на тебе, мужики с бритыми головами, с черными косицами от затылков вдоль спин. А лица-то, лица! Совершенно желтые!

Две тысячи триста китайцев выписало Кизеловское заводоуправление Абамелек-Лазарева. «Желтый труд» - самый дешевый труд. Да и народ безропотный. Надо было кончать с запросами русских горняков: много им воли дадено, а не впрок. Маевки устраивают, скандалят на производстве, требуя повышения заработной платы. В Чердынском уезде, такие вот, вынудили французское акционерное общество, владевшее тамошними заводами, передать все в руки рабочих. Французы «передали»: взорвали доменные печи, заводские помещения, мост через реку, - акционерное общество самоликвидировалось.

Денег Семену Семеновичу Лазареву надо было много. Молодой князь, не лишенный широких жестов, попечитель московского института восточных языков, основанного предками князя еще в правление императора Александра Первого, он к тому же помогал Сергею Дягилеву в проведении «Сезонов русского искусства» во Франции. Пермяк Дягилев задумал хорошее дело - показать миру Россию. Обомлел мир! Всё думали, что Россия - страна отсталая, а она оказалась впереди всех! Поняли, наконец, что не Россию надо учить, а самим у нее учиться. И делали это, и не стыдились.

Китайцев определили грузчиками на шахты, пристань, станции. Они действительно оказались безропотными, и ко всему очень общительными. Не понимая по-русски, как-то умудрялись изъясняться. На большинстве шахт уголь грузили в вагоны узкоколейки, перегружая затем на станциях в шестисотпудовые короба, отправляя потребителю. Некоторые шахты вовсе не имели железнодорожных путей и там доставляли уголь к погрузочным фронтам на лошадях: вереницы повозок с углем тянулись к станциям, возницы утопали в грязи. С шахты Крестовой уголь переправляли на паромах.

- И-сё, и-сё… - улыбались китайцы, перемогая смертельную усталость. И русским слышалось: «Ничего, ничего…» «Как-нибудь», - думали все одинаково: русские, татары, китайцы. Как-нибудь.

остальное тут
www.gubaha.info/newgubakha12.htm