Между тем, далее, прочитал ещё два романа.
читать дальше"Объявлено убийство" - при всех своих милых вывертах, он является одним из моих любимых, к нему придираться хочется меньше, чем ко многим другим. Даже рояли не такие роялистые, финт с подменой одной сестры другой воспринимается вполне даже естественным. И план убийства, при всей своей вычурности... ну а почему и нет, почему не так? Кстати, вот в этом романе явно не соблюдается концепция, что "убийца действует всегда одним и тем же образом" - если первое убийство Лотти было выверенным и продуманным, убийство подруги, пожалуй, тоже, то убийство соседки и несостоявшееся убийство служанки - понятное дело, спонтанными, следствием паники, но ведь уже совершенно другими.
Кажется, это этот роман заставил меня задуматься, как много бед у общества бывает от тех или иных особенностей уклада, ещё до этого я умилился - до чего ж "удобно", что паспорта у них были без фотографий, просто внешнее описание - насколько легко подменить одного человека другим, всё, что нужно для успеха - это не сталкиваться со своими или его знакомыми, что в случае малого круга общения и смены места жительства не так и сложно. Но куда потешнее наличие каких-нибудь дальних или близких родственников, которых не видел и в глаза, тут беседа фальшивой тётушки и фальшивой же племянницы становится более чем реальной. А ещё потешнее в сочетании с манерой жить каждый своим углом, мучиться с вопросом, кому завещать состояние... Сама ситуация, когда одни родственники сказочно богаты, другие сказочно бедны - неужели она может восприниматься как естественная? Очень многие из этих жертв и убийц, если б кому-то вовремя пришло в голову простое решение - разделить все эти капиталы поровну на всех, жить одним большим гуртом - ну ведь состояние, измеряемое в тысячах фунтов, это хоть как многовато для одного человека, за всю жизнь не прожрёшь - были б избавлены очень от многих проблем. Если б этот самый бывший шеф Летти ещё при жизни собрал вместе свою и её родню, обеспечил понемногу, но всех - сколько жизней бы было спасено и скольких неловкостей удалось бы избежать.
Кстати, вот интересно, не дура ли Лотти, что сама сказала о завещании этого чувака? Понятно, что оно б всё равно открылось, но поскольку увязать это с инсценировкой покушения она не могла - не разумнее ли было смолчать? Или попытаться увязать всё же...
За что вот очень хочется писательницу попрекнуть - это за малое количество описаний персонажей и очень редкое упоминание возраста. Читаешь "мисс", представляешь себе девушку лет 20, потом вспоминаешь, что 70-летняя старая дева - это тоже мисс, и ждёшь конкретики - кокетничает эта мисс с молодыми людьми или страдает от ревматизма. Например, Мергатройд и Хинчклифф не были описаны вообще! Я предположил, что это довольно молодые бабы, из-за жаргона, потом из некоторых намёков получается, что они чуть ли не возраста Лотти... Кстати, приятная пара. И вот хоть как, невольно вызывает... определённые домыслы...
Второй - "Н или М?" Ещё один шпионский романчик. И тоже в целом мне нравится. По первым страницам, конечно, охуеваешь с детскости и незамутнённости главных героев, которые вроде как, взрослые люди под пятый десяток. Что это за удручённое "да где здесь взяться шпионам"? В сорок шесть лет-то можно уже не страдать стереотипом, что шпион - он непременно высок, плечист, белозуб и передвигается по-пластунски. Лично я, если б надо было куда-то заслать шпиона, как раз внимательно перебрал бы самые "неподходящие" варианты - какой-нибудь старый инвалид (инвалидность, в самом деле, можно симулировать, да и возраст, по честному, слегка прибавить), старая или не очень старая болтливая идиотка, да и мамаша с ребёнком с какой стати вне подозрений? В самом деле, ребёнок действительно не обязательно свой, взять для прикрытия - это как нечего делать, особенно если ребёнок маленький (а Бетти нет и трёх). Младенец бы был, пожалуй, ещё удобнее, легко б можно было сказать, что молоко пропало - война, стресс, переживания. Уж точно не стал бы я шпионом выбирать эмигрировавшего немца - не потому даже, что в первую очередь заподозрят, а потому, что так или иначе под прицелом внимания будет, пошпионишь тут.
И вот кстати, и в этом, и в предыдущем романе ярко приоткрылась очень неприятная мне в Агате черта - она националистка. И местами дура. Ну, все националисты дураки. От начала до конца пренебрежительное, брезгливое отношение к Мици в "Объявлено убийство" бесит, понятно, что жить с ней под одной крышей - тот ещё подарок жизни, но блядь, она беженка с оккупированной территории, ждать от неё адеквата так же естественно, как песен, танцев и светских бесед от человека, только что переведённого из реанимации. Из собственной автобиографии Агаты явствует, что война в Лондоне воспринималась как-то очень отстранённо, понятно, что были бомбёжки, дефицит, безработица и беспокойство за тех, кто на фронте, но ужасов войны, именно ужасов, они не видели. Если б видели - она б не так писала о Мици, которая этих ужасов как раз хлебнула. Не говоря уж о полной неспособности развести понятия "немец" и "фашист", и попрёки Карлу, что "не сражается за свою страну". Блядь, какая такая своя страна?! Изображение пропаганды "пятой колонны" тоже какое-то жалкое и беспомощное, то ли сама Агата с такой пропагандой сроду не встречалась?
И уж точно было переигрыванием, когда Карл оказался вовсе не Карлом, а нормальным английским парнем. Вот не надо было этого, очень не надо. Красивее б было без этого.