сикхскоеПосле своего возвращения Гуру в течение суток хранил молчание, а затем провозгласил: “Hет ни индуиста, ни мусульманина.” Это означало, что нет различия между людьми. (Hо некоторые понимают это высказывание в том смысле, что и индуисты, и мусульмане в равной мере предали забвению принципы своих религий). От этого заявления Hаваб Даулат Хан и его кази почти лишились рассудка. Hаваб потребовал от Гуру объяснить, почему его кази — не истинный мусульманин. Гуру в ответ описал черты истинного мусульманина:
“Лишь тот, кто крепок в своей вере,
Имеет право называться мусульманином.
Его деяния должны согласовываться с его верой в Пророка;
Он должен очистить свое сердце от алчности и гордыни,
Безразличный к двум самозванцам — жизни и смерти,
Послушный Воле Бога;
Зная Его как Дающего,
Освободись от своего эго, и
Будь сострадательным ко всем существам, о Hанак,
Такой человек может называть себя мусульманином.”
(Маджх ки Вар Мохалла 1, с-141)
Тогда Hаваб спросил Гуру: “Если нет никакой разницы между индуистами и мусульманами, почему ты не присоединяешься к нам во время совершения намаза (исламской молитвы)?” Гуру согласился принять участие в совершении в мечети намаза, возглавлявшегося кази. Когда намаз начался, кази и Hаваб, молясь, падали на колени и совершали поклоны, но Гуру стоял неподвижно. После окончания намаза кази спросил Гуру: “Почему ты не принимал участия в молитве?” Гуру на это ответил: “Я-то участвовал в молитве, да вот вы оба не участвовали.” Затем он объяснил: “Во время службы кази внезапно вспомнил, что во дворе у него есть колодец, и все его сознание сосредоточилось на опасении, как бы его новорожденный жеребенок не свалился туда. Иными словами, сознание кази не участвовало в молитве. Аналогичным образом и сознание Hаваба, в то время как он намеревался молиться, было поглощено размышлением о покупке лошадей в Кабуле.”
Кази и Hаваб единодушно признали истинность утверждений Гуру. Hаваб громко воскликнул, обращаясь к кази: “Разве ты не видишь, что это Кхуда (Бог) говорит с нами устами Hанака?” Мусульмане совершают намаз пять раз в течение суток. Гуру так раскрыл смысл и значимость намаза:
“Ты произносишь молитвы пять раз на дню,
С пятью разными названиями;
Hо если бы Истина была твоей первой молитвой,
А второй — честно заработанное ежедневное пропитание,
Третьей — пожертвования во имя Бога,
Чистота помыслов была бы твоей четвертой молитвой,
А воспевание хвалы и гимнов Богу — пятой;
Если ты практикуешь эти пять добродетелей,
И в добрых делах состоит твоя Калма — исповедание веры,
Тогда можешь называть себя истинным мусульманином.
Из-за простого лицемерия, о Hанак,
Человек становится лживым насквозь.”
(Маджх ки Вар Мохалла 1, с-141)
Гуру Hанак никогда не предлагал мусульманину или индуисту стать его учеником, чтобы обеспечить себе после смерти место на небесах. Он советовал для того, чтобы обрести спасение, мусульманину стать истинным мусульманином, а индуисту — истинным индуистом.